Your Shopping Cart is empty.

Дедушка “Вала”.

Созданный в конце 80-х годов прошлого века бесшумный автомат АС “Вал” уже в 90-х, когда его данные и фотографии просочились на страницы прессы, стал одной из легенд советского/российского оружия.

В кино, литературе и компьютерных играх “Вал”-ами, как правило, вооружен самый-пресамый найкрутейший спецназ, а уж если главному герою удается разжиться этим автоматом, то в окончательном торжестве добра над злом уже сомнений не остается.

Однако история специального бесшумного автомата в СССР началась значительно раньше.

После начала активных работ над глушителями в 30-х, советские военные протестировали ряд образцов, по большей части оказавшихся неудачными. Собственно, шанса на успех они практически не имели, поскольку их авторы пытались создать конструкции для штатного винтовочного патрона, имевшего сверхзвуковую скорость. Первым же успешным советским глушителем стала испытанная в 1940 году конструкция И.Митина, ставшая вскоре хорошо известной в узких кругах под названием “прибор Брамит”. Митин не только разработал удачную конструкцию самого глушителя, но и предусмотрел, что стрельба из него должна вестись пулей с уменьшенной начальной скоростью. “Брамит” для винтовки обр. 1891/30 был принят на вооружение в декабре 1940 года и производился на протяжении всей войны достаточно крупными партиями.

Но как известно, аппетит приходит во время еды – получив неплохой глушитель к винтовке, военные тут же захотели приспособить его и к другим системам. Следующими получателями Брамитов стали револьвер “Наган” и пулемет Дегтярева.

Следует отметить, что изначально глушителями для стрелкового вооружения занималась именно армия – и задание на них и финансирование работ производилось Главным артиллерийским управлением по заказу Главного разведуправления. Однако бесшумным стрелковым оружием активно интересовалась еще одна структура – НКВД. Тем более, что ходить им далеко не требовалось – конструктор “Брамитов” Иван Митин еще с 30-х сидел по “антисоветской” статье, а с 38-ого работал в особом техническом бюро НКВД.

Именно в НКВД решили “расширить” номенклатуру бесшумного вооружения, добавив к уже имеющемся еще и бесшумный пистолет-пулемет.

Надо заметить, что технически эта задача оказалась еще сложнее, чем в случае с винтовкой и револьвером. Винтовочная пуля даже в варианте “Л” (легкая, поскольку более тяжелая пуля “Д” оказалась хуже для применения в “брамитах”) тем не менее весила достаточно, чтобы даже при уменьшенном заряда пороха сохранять убойность и пробивную силу на нескольких сотнях метров. Но штатная пуля пистолетного патрона весила еще меньше. Кроме того, в отличие от “нагана” и “трехлинейки”, для пистолета-пулемета требовалось обеспечить надежную работу автоматики.

И вот, летом 1942 года на стрелковый полигон ГАУ КА был доставлен для испытаний разработанный “стрелковой группой 4-ого Спецотдела НКВД”  7,62-мм пистолет-пулемет “ППД-Брамит”.

large.13097385.jpg

Бесшумный вариант ППШ, конструктивно аналогичный испытывавшемуся ППД-Брамит.

Ввиду сложности задачи ограничится глушителем как отдельной снимаемой деталью, в пистолете-пулемете не удалось. Вместо штатного кожуха на ствол ППД была надета газоразрядная трубка, к дульной части которой крепился “Брамит”.  При выстреле пороховые газы из первой расширительной каморы “брамита” попадали сначала в газоразрядную трубку, а затем выводились наружу через помещенную под ней выхлопную трубу.

Для удобства работы потяжелевшим пистолетом-пулеметом на ложе была добавлена рукоятка.

Отдельной изюминкой конструкции были спецпатроны. Для бесшумного ППД они были сделаны из стандартной ТТ-шной гильзы с уменьшенным зарядом и винтовочной пулей “Л”. Поскольку новый патрон получился длиннее стандартного, для него пришлось разработать утолщенный диск и переработать крепление магазина.

При этом была предусмотрена и возможность стрелять из “ППД-Брамит” обынчыми валовыми патронами – требовалось лишь вставить в диск дополнительный круг.

Основные данные. ППД-Брамит ППД-Валовый
Вес пистолета-пулемета со снаряженным магазином.

6,4 кг

5,4 кг

Вес магазина без патронов.

1,2 кг

1,1 кг

Вес магазина снаряженного патронами

2,2 кг

1,8 кг

Вес пистолета-пулемета без магазина.

4,2 кг

5,6 кг

Длина надульника.

14,5 см

Начальная скорость пуль у спецпатронов была примерно вдвое ниже штатных – 250 м/с против 520.

Однако, как показали опытные стрельбы, благодаря более тяжелой пули, проседание боевых характеристик у ППД-Брамит было не настолько существенным. Так, по пробивной способности спецпатроны практически не уступили штатным пулям.

Дистанция 100 метров Дистанция 200 метров Дистанция 300 метров

При стрельбе

Спецпатронами с отсекателем Штатными патронами Спецпатронами с отсекателем Штатными патронами Спецпатронами с отсекателем Штатными патронами
Количество пробиваемых досок и процент сквозных пробоин/знаменатель

4/90

7/70

3/90

5/50

3/60

3/91

Как видно из таблицы, штатные патроны немного превзошли “ППД-Брамит” на блищней дистанции, а на 300 метрах показатели практически сравнялись.

Проверка на кучность боя дала схожие результаты – на дистанциях от 50 до 300 метров кучность боя при стрельбе из “ППД-Брамит” спецпатронами и штатными патронами почти не отличалась от результатов у взятого для сравнения обычного ППШ.

Не стала серьезным препятствием и проверка на безотказность работы автоматики.

Условия стрельбы Количество выстрелов Количество задержек % задержек
Осечек Недоходов
При густой смазке

100

1

1

2

После 10 минутного запыления

100

Задержек нет

После промывки деталей керосином

300

2

1

1

Для специального оружия это был вполне хороший показатель.

И разумеется, едва ли не самым интересным для испытателей вопросом было выяснение бесшумности и беспламенности стрельбы. И если со вторым пунктом было все в полном порядке – при испытании ночью пламени при стрельбе не видели даже стоявшие рядом с пистолетом-пулеметом – то по бесшумности “ППД-Брамит” на отлично не вытянул. В лесистой местности на дистанции 100 метров были различимы приглушенные хлопки, при напряжении слуха дистанция обнаружения увеличивалась. Слышно было хлопки выстрелов и в поле. Впрочем, в отчете отметили, что расслышать хлопки удавалось только при условии полной тишины, в безветренную погоду – любой посторонний звук (ветер, разговор, шум повозок и так далее) полностью заглушал звуки стрельбы из “ППД-Брамит”.

Живучесть сменных отсекателей в “брамите” была определена равной 70 выстрелам, то есть примерно равной одному полному диску.  Изношенные отсекатели можно было либо достать “вручную” либо просто выбить 1-2 выстрелами штатным патроном.

В итоговом заключении полигона было записано, что пистолет-пулемет с “брамитом” целесообразно использовать в специальных подразделениях.

Однако решение о судьбе нового оружия принималось не на полигоне. Руководство же 5-ого (стрелкового) отдела Главного Артиллерийского Управления Красной Армии сделало свои выводы из отчета об испытаниях.

Благодаря значительным переделкам в пистолете-пулемете для постановки на него прибора “Брамит”, усложняющим и утяжеляющим систему, необходимости иметь спецпатроны с пониженной начальной скоростью, кучностью боя и пробивной способностью, “ППД-Брамит”, а равно как и другой пистолет-пулемет с прибором “Брамит” не может быть принят на вооружение как массовое оружие. Иметь же пистолет-пулемет с прибором “Брамит” как специальное оружие нет надобности, так как в таких специальных случаях, требующих бесшумного и беспламенного выстрела, с успехом могут быть использованы или винтовка или пулемет “ДП” с прибором “Брамит”, в зависимости от обстановки. Тем более, что в настоящее время принята на вооружение автоматическая винтовка“.

Сейчас, десятилетия спустя, можно достаточно уверенно сказать, что принимавшие решение офицеры ГАУ ошиблись в своей оценке. Бесшумный пистолет-пулемет оказался бы очень даже полезен партизанам и разведчикам. Но увы, работы в этом направлении не возобновились, даже когда стало понятно, что противник думает иначе.

Спустя год после испытаний “ППД-Брамит” на стрелковый полигон вновь попал бесшумный пистолет-пулемет. На этот раз он был изготовлен не в НКВД, а по другую сторону линии фронта. Сам пистолет-пулемет испытателям, как им показалось, был хорошо знаком – сконструированный еще в Первую Мировую MP-18 Бергманна. Новым же было то, что к пистолету-пулемету был приспособлен глушитель. Да еще какой – если советский “Брамит” к винтовке весил чуть больше 400 гр и в длину имел 200 мм, то шестикаморный “немец” потянул 851 гр, а длиной оказался больше полуметра. При надевании его на ствол, пистолет-пулемет удлинялся на 296 мм.

Стрельба из трофея на кучность и пробивную способность дала результаты схожие с испытаниями отечественного “глушеного” ПП – хотя оба значения ожидаемо оказались меньше, чем при стрельбе нормальными патронами без глушителя, тем не менее были сочтены вполне удовлетворительными. Так, на 100 метров рассеивание было практически равноценно, а при стрельбе на пробиваемость “глушеные” пули пробили 8 25-мм досок, а обычные – 10.

А вот испытания на “звучность” оказались значительно интересней.

Результаты прослушивания показали, что при стрельбе одиночным огнем из автомата с глушителем на всех дистанциях слышен звук выстрела, который по слышимости примерно равен звуку выстрела при стрельбе из малокалиберной винтовки.

При стрельбе непрерывным огнем звук выстрела также слышен на всех дистанциях, по слышимости примерно равен звуку выстрелов из учебного малокалиберного пулемета конструкции Блюм”

легко можно догадаться, что он вызван стрельбой“.

В данном случае выводы испытателей вполне совпали с решением офицеров 5-ого отдела ГАУ.

Глушение звука не позволяет обмануть противника. На дистанциях до 500 метров слышимый звук выстрела напоминает звук выстрела при стрельбе малокалиберным патроном и, как отмечает НИПСВО, легко догадаться, что он вызван стрельбой.

Эффективность глушения звука в немецком образце хуже, чем для отечественного глушителя Брамит, для которого предельная дальность слышимости звука выстрела составляет 100 м.

В целом образец значительно уступает отечественным образцам и не представляет технического интереса.”

И снова можно заметить, что последний вывод хоть немного, но спорный. Дело в том, что немецкий глушитель хоть и выполнял свою основную функцию хуже “Брамита”, тем не менее, он имел одно явное конструктивное отличие – в нем отсутствовали резиновые вкладыши-отсекатели, приходящие в негодность уже после нескольких десятков выстрелов.

В любом случае, можно лишь пожалеть, что даже появление немецкого аналога не привело к дальнейшему продолжению работ по бесшумным пистолетам-пулеметам со спецпатронами. Вполне возможно, что и аналог “Вала” мог бы появиться на свет значительно раньше, чем в реальности.

Хотя стоит заметить, что и первая часть вывода “значительно уступает” для 1943 года была более чем справедлива. Причем относилась она не только к системам с “Брамитами” – у советских оружейников имелись и другие “беззвучные” козыри в рукаве.

Андрей Уланов.

Источник: Дедушка “Вала”.




Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *