Кассация запретила уголовное преследование владельцев оружия с просроченным разрешением
13 августа 2015 года Варненский районный суд осудил Б.А.П. по ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконное хранение оружия) к ограничению свободы на 1 год с установлением ограничений. В апелляционном порядке приговор не обжаловался.
Судом кассационной инстанции приговор отменен с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в действиях Б.А.П. состава преступления. За ним признано право на реабилитацию.
Как отметил президиум облсуда, обязательным условием уголовной ответственности за предусмотренные диспозицией ч. 1 ст. 222 УК РФ действия, в том числе за хранение огнестрельного оружия и боеприпасов, является их незаконность.
Из предъявленного Б.А.П. обвинения и приговора следовало, что он приобрел карабин «Сайга» и патроны на законных основаниях. В соответствии со ст. 13 закона «Об оружии» охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане РФ, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту. Б.А.П. с 1994 года являлся членом общества охотников и рыболовов Варненского района Челябинской области. 20 октября 2000 года ГУВД региона выдало Б.А.П. разрешение на право хранения и ношения огнестрельного оружия с нарезным стволом сроком до 21 октября 2005 года. Таким образом, до указанной даты хранение карабина и патронов осуществлялось им в соответствии с требованиями закона.
П. 67 Инструкции МВД России по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему предусмотрено, что за месяц до истечения срока действия разрешения на хранение, использование и ношение оружия владельцы должны представлять в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для его продления. Эти требования Б.А.П. не выполнил и продолжал хранить карабин и патроны к нему незаконно.
Ответственность за нарушение гражданином установленного срока продления (перерегистрации) разрешения на хранение и ношение оружия предусмотрена ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ.
По смыслу закона, что отражено также в п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 12 марта 2002 года № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств», в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение, в том числе несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия, содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, это лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности. Таким образом, совершенное Б.А.П. деяние не являлось уголовно наказуемым, а имело признаки административного правонарушения (Постановление президиума Челябинского областного суда № 44у-93/2016).